История развития робототехники: от Азимова до AlphaGo

Главная » Робототехника » История развития робототехники: от Азимова до AlphaGo
История развития робототехники: от Азимова до AlphaGo

История развития робототехники берет начало от идей греческого философа Аристотеля об автоматизированных инструментах вплоть до сборочной линии Model T Генри Форда.

Мы всё ещё далеки от роботов, которые предстали перед нами в фильмах «Из машины» или «Я, робот». Но область робототехники и искусственного интеллекта постоянно развивается, разрабатывая и совершенствуя новые технологии.

История развития робототехники

Сегодня мы решили кратко описать историю робототехники, раскрыв её самые знаменательные даты.

Хронология развития робототехники

1942 — Айзек Азимов излагает Три Закона Робототехники

Одним из первых концепцию робототехники описал американский писатель-фантаст Айзек Азимов. В произведении «Я, робот» автор излагает Три Закона Робототехники:

  1. Робот не может причинять вред человеку или своим бездействием позволить, чтобы человеку причинили вред.
  2. Робот должен подчиняться любым приказам, данным ему людьми, за исключением случаев, когда такие приказы будут противоречить Первому Закону.
  3. Робот должен защищать самого себя, если такая защита не противоречит Первому или Второму Закону.

1943 — внедрение нейронных сетей

Искусственные нейронные сети были созданы на основе нейронных сетей человеческого мозга. Они представляют собой вычислительные системы, предназначенные для имитации процесса обработки информации человеческим мозгом.

Искусственные нейронные сети

Сегодня нейронные сети — это высокие технологии, которые широко применяются в искусственном интеллекте. Но в далеком 1943 году они были основаны на математической формуле. Авторы формулы — Уоррен Мак Каллох и Уолтер Питтс, которые представили её в своей статье под названием «Логическое исчисление идей, присущих нервной деятельности» (англ. «Logical Calculus of the Ideas Immanent in Nervous Activit»).

Первую нейронную сеть разработали двое талантливых ученых Марвин Мински и Дин Эдмондсон в 1951 году. Её назвали SNARC (Stochastic Neural Analog Reinforcement Computer). Она была сделана из вакуумных трубок, двигателей и сцеплений. Задача первой нейронной сети состояла в помощи виртуальной крысе решить головоломку.

1948 — роботы-черепахи Грея Уолтера

Уильям Грей Уолтер разработал первого электронного автономного робота, которого называют «machina speculatrix».

робот черепаха Грея Уолтера - история развития робототехники

Его роботов-черепах звали Элмер и Элси. Они находили путь до зарядной станции, когда уровень заряда батареи был низким. Работа Уолтера проложила путь к робототехнике BEAM, которая не требует вычислительной мощности микропроцессора.

1950 — тест Тьюринга

Этот год ознаменовался одноименным тестом Алана Тьюринга. Он спрашивает: «Существуют ли цифровые компьютеры, которые можно представить в игре-имитации?»

Имитационная игра является основой для теста Тьюринга и зависит от способности человека рассуждать, является ли компьютер человеком или нет. Несмотря на то, что тест подвергается критике за его простоту, он стал влиять на то, как мы думаем об искусственном интеллекте.

1954 — разработка Джорджа Девола для патента Unimate

Норман Хероу, Джордж Девол и Джо Энглбергер разработали и выпустили на рынок первый программируемый манипулятор робота Unimate. Затем они продали его компании General Motors в 1960 году. Это позволило промышленным роботам выполнять повторяющиеся, сложные или опасные задачи.

1966 — разработка ELIZA — прообраза Siri

Сейчас голосовые помощники Alexa и Siri стали частью нашей жизни. Но в 60-х годах голосовые ассистенты были настоящим прорывом в науке.

Eliza первый голосовой помощник

В 1964-1966 годы профессор лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического института Джозеф Вейценбаум создал одного из первых голосовых помощников под названием «ELIZA».

Программа вела беседу по «сценарию», в котором было указано, как нужно реагировать на те или иные вопросы.

1966 — разработка робота Шеки

Робот Шеки был разработан Стэнфордским исследовательским институтом в период с 1966 по 1972 год. Он был вехой в робототехнике благодаря сочетанию аппаратного и программного обеспечения, которое позволяло воспринимать окружающую среду. Шеки перевернул общественное сознание после широкого внимания СМИ.

1969 — предложена идея «backprop»

«Обратное распространение» («backpropagation» или сокр.«backprop») может показаться не таким уж большим, но на самом деле — это самый важный алгоритм в развитии искусственного интеллекта.

Простым языком, обратное распространение позволяет нейронной сети корректировать свои слои, когда достигнутый результат не является целью, к которой она стремится. Это означает, что система может учиться методом проб и ошибок, чтобы продолжать совершенствовать свои результаты аналогично тому, как маленький ребенок учится чему-либо. Нейронная сеть работает с использованием статистики — каждый раз, когда система выдает ошибку, вероятности корректируются, и предпринимается новый курс действий.

искусственный интеллект в робототехники

Хотя идея, которая стала основой backprop, была впервые предложена в 1969 году, она редко использовалась в машинном обучении до середины 1980-х годов.

1969 — НАСА приземлилась на Луну

В 1969 году НАСА впервые использовало передовые вычислительные и робототехнические технологии для высадки людей на Луну.

1977 — Звездные войны во всех кинотеатрах

Джордж Лукас популяризировал роботов-гуманоидов с выпуском «Звездных войн: новая надежда» и созданием двух самых известных роботов на сегодняшний день — R2-D2 и C-3PO.

робот-гуманоид R2D2

1986 — тест-драйв первой автономной машины

Автомобили с автономным вождением до сих пор не стали мейнстримом. Поэтому неудивительно, что за руль первой автономной машины сели только в 1986 году. В фургоне Mercedes-Benz были установлены зеркала и датчики, и он мог успешно ездить по пустым улицам. Проект выполнили исследователи из Немецкого университета Бундесвера.

С тех пор технология, используемая в автомобилях с автономным управлением, продолжает совершенствоваться.

1996 — Deep Blue побеждает Гарри Каспарова в шахматах

В мае 1997 года робот IBM Deep Blue обыграл чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова в матче. Он победил Каспарова в одной игре в 1996 году.

2000 — Honda выпускает ASIMO

история робототехники - робот ASIMO Honda

Honda выпускает ASIMO (Advanced Step in Innovative Mobility), своего культового робота-гуманоида, созданного в качестве личного помощника. Он понимает голосовые команды, жесты и взаимодействует с окружающей средой.

2004 — IBM начинает разработку Watson

IBM начинает работу над Watson — следующей итерации над Deep Blue. Робот попал в заголовки новостей в 2008 году, когда победил людей на викторине «Jeopardy!», которая требует комплексного понимания естественного языка. Watson победил бывших чемпионов Кена Дженнингса и Брэда Раттера в 2011 году.

2015 — Робот продемонстрировал самосознание

В 2015 году робот продемонстрировал самосознание в логической головоломке «мудрецов».

В версии головоломки, все три робота были запрограммированы так, чтобы полагать, что двое из них получили «таблетку», которая делала их немыми. Когда экспериментатор спросил их, кто из них не принимал таблетку, один робот сказал вслух «я не знаю».

сознание у первых человекоподобных роботов

Однако, услышав саму речь, он быстро меняет свой ответ, так как понимает, что не получил таблетку. Поведение робота демонстрирует, что он распознает себя как отдельную сущность от двух других роботов, и, следовательно, указывает на определенный уровень самосознания.

Ранее это задание использовалось в качестве «теста на просеивание», чтобы отличить человека от робота, так как до этого момента роботы не могли его пройти.

2016 — AlphaGo побеждает Ли Седола в игре Го

15 марта 2016 года AlphaGo, система искусственного интеллекта, созданная британской компанией DeepMind, победила чемпиона мира Ли Седола в древней настольной игре Го.

Это стало важной вехой для исследования DeepMind по созданию искусственного интеллекта, который может «научиться» решать проблемы независимо от контекста, в отличие от Deep Blue, который запрограммирован для конкретного использования.

2017 — AlphaGo Zero изучает Го за три дня без посторонней помощи

Новая версия AlphaGo, AlphaGo Zero, научилась играть в Го самостоятельно всего за три дня после того, как ей сообщили правила.

искусственный интеллект в истории робототехники

Предыдущие версии научились играть в эту игру, обучившись тысячам возможных сценариев. Но данная версия играла вновь и вновь, начиная с размещения камней на доске случайным образом и быстро изучая выигрышные стратегии.

Этот факт захватывает, ведь указывает на то, что искусственный интеллект может сам создавать знания под небольшим человеческим руководством.

История развития робототехники охватывает столько событий в науке, что их невозможно уместить в одной статье. Чего только стоят китайские роботы компаний SIASUN и DJI Innovations или человекоподобный робот София, который получил гражданство! Узнать больше о разработках, в том числе и этих роботах, Вы можете на нашем сайте.  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Copyright 2012-2019 Mentamore